Управляющая компания многоквартирных домов: основные обязанности

В обязанности управляющей компании многоквартирных домов входит осуществление деятельности по их содержанию и ремонту. Но это далеко не все функции, которые выполняет УК.Обязанности управляющей компании

Общие сведения

Управляющая компанияФункции по содержанию многоквартирного дома нередко выполняют специальные управляющие организации. Это юридические лица (ООО), в обязанности которых входит обслуживание многоэтажного дома, предоставление необходимых ресурсов и т. д. Исходя из функций УК, их делят на несколько видов:

  1. Управляющие компании. Главная их обязанность – это управление. Для выполнения различных технических работ и предоставления услуг ЖКХ такие организации привлекают дополнительных специалистов.

  2. Гибридные компании. Помимо управления такие организации самостоятельно выполняют работы по содержанию и ремонту, оказывают коммунальные услуги.

  3. Эксплуатационные организации. Управлением МКД занимаются жильцы (организовывая ТСЖ), а УК выполняет только технические работы на основании договора подряда.

Важно! Деятельность управляющих компаний регулирует Жилищный кодекс РФ, ФЗ № 210 от 30 декабря 2004 года, ПП № 354 от 6 мая 2011 года, а также другие нормативные акты.

Права и обязанности

Права и обязанностиСтандартные обязанности любой управляющей компании многоквартирных домов можно разделить на два вида:

  • деятельность по эксплуатации МКД;

  • работа в сфере управления.

Итак, что входит в обязанности управляющей компании в первом случае:

  1. Обеспечение и надзор за пожарной безопасностью.

  2. Регулярные проверки общедомовой собственности на предмет поломок.

  3. Осуществление текущего и кап. ремонта.

  4. Ежегодная подготовка здания к отопительному сезону.

  5. Надзор за техническим состоянием инженерных сетей и коммуникаций.

  6. Поддержка чистоты в подъездах и на придомовой территории.

  7. Благоустройство и озеленение территории.

  8. Осуществление транспортировки мусора.

  9. Установка и эксплуатация приборов учета.

  10. Предоставление жильцам услуг ЖКХ.

Это основные обязанности управляющей компании по содержанию, ремонту и эксплуатации жилого здания. Наниматели самостоятельно определяют, что должна делать УК и фиксируют перечень обязательств в контракте. Каждый жилец заключает с УК индивидуальное соглашение на предоставление коммунальных услуг и т. д.

Если хозяином помещения является юридическое лицо (организация), то ему нет необходимости оформлять договор на поставку услуг ЖКХ с УК. Юридические лица могут напрямую договариваться с компаниями, осуществляющими деятельность по поставке ресурсов. Но что касается остальных услуг (содержание и управление МКД), то юр. лица обязаны оплачивать их на основании контракта с УК.

Читайте также  Порядок оформления жалобы на управляющую компанию в Москве: куда жаловаться

Помимо этих функций в обязанности управляющей компании в области управления и организации входит:

  1. Надзор за оплатой жильцами услуг ЖКХ.

  2. Выявление собственников, являющихся злостными неплательщиками за услуги ЖКХ.

  3. Поиск компаний, предоставляющих коммунальные услуги, и заключение с ними соответствующих соглашений о поставках.

  4. Учет и хранение документации на многоквартирный дом.

  5. Учет жильцов, не являющихся владельцами квартир МКД.

  6. Проведение собраний жильцов и предоставление отчетов о своей деятельности.

  7. Предоставление жильцам сведений о тарифах на коммунальные услуги.

В обязанности управляющей организации входит также предоставление отчетов по первому требованию владельцев квартир. Если говорить о том, обязана ли УК предоставлять какие-то еще услуги, то это зависит от желания жильцов. Они могут заключить отдельный договор на их оказание. Это может быть охрана всей территории возле дома, установка спецоборудования (домофон, видеонаблюдение).

К различным дополнительным услугам, оказываемым УК, можно также отнести вывоз крупногабаритного мусора. Компания не обязана выполнять эту функцию по умолчанию, как в случае с обычными бытовыми отходами. Поэтому жильцам нужно оформлять отдельное соглашение о вывозе подобных отходов, а также дополнительно за это платить.

А вот права управляющей компании в 2018 году заключаются в следующем:

  1. Требование от жильцов своевременной и полной оплаты за предоставляемые услуги, в том числе и за «коммуналку».

  2. Требование обеспечения свободного доступа в квартиры жильцов в случае непредвиденной аварийной ситуации.

  3. Проверка приборов учета поставляемых ресурсов.

УК отвечают перед владельцами квартир за свою деятельность. Поэтому жильцы имеют право привлекать УК к ответственности с помощью различных контролирующих органов. Поэтому обязанности управляющей компании и ее ответственность регламентирует ЖК РФ.

Отчетность перед жильцами

Отчет перед жильцамиОрганизация, которая занимается управлением многоквартирным домом, обязана отчитываться о своей деятельности перед нанимателями, то есть, жильцами. Эта норма содержится в ЖК РФ. Установлен конкретный период, когда УК должна предоставлять акты выполненных работ. Это первый квартал нового отчетного года. Но сроки могут быть иные, если это предусмотрено соглашением.

Управляющая компания обязана предоставлять акты не только о проделанных работах, но и о планируемой специалистами деятельности по содержанию жилого дома.

Читайте также  Заявление о перерасчете за коммунальные услуги в управляющую компанию: порядок подачи

ЖК РФ наделяет соответствующими полномочиями и жильцов многоэтажного дома. Именно поэтому они имеют право осуществлять контроль за деятельностью УК. Это может делать ТСЖ или инициативная группа собственников. По сути, это единственный способ выяснить, за что мы платим организациям, содержащим МКД.

Жильцы вправе осуществлять надзор за:

  1. Качеством и сроками выполняемых работ.

  2. Обязанностями, которыми УК пренебрегает.

Любые нарушения со стороны компании должны быть устранены по первому требованию собственников жилья. Если это не происходит, а УК отказывается предоставлять объяснения, следует обращаться к контролирующим органам.

Ответственность УК

ОтветственностьЕсли у сторон возникают какие-то конфликты или спорные вопросы, связанные с актами о выполненных работах, то следует соблюдать установленную процедуру. Для начала необходимо составить претензию и направить ее председателю УК. От того, каким будет ответ, зависят дальнейшие действия жильцов. Если должностное лицо не может ответить, или предоставленные разъяснения не удовлетворяют заявителя, следует обращаться в вышестоящие органы.

Важно учитывать, что спорные вопросы по осуществлению ремонта или содержанию дома может разрешить Жилищная инспекция. А вот из-за финансовых вопросов, включая нецелевую трату средств, лучше обращаться в Роспотребнадзор или прокуратуру. После проведенной проверки должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Стоимость услуг

Стоимость услугПомимо «коммуналки» при привлечении УК к содержанию дома жильцы обязаны оплачивать ее работу. Законом (ПП № 290) установлен особый перечень услуг УК, отказаться от которых собственники не могут. А значит, обязаны за них платить на основании заключенного договора.

В целом общая стоимость зависит от многих факторов. В первую очередь, это технические характеристики здания, тарифы ресурсоснабжающих компаний и т. д. Поэтому сначала определяется общая сумма, которая потом делится на всех собственников. В плату входят такие пункты:

  • «коммуналка»;

  • оплата деятельности УК;

  • капитальный ремонт;

  • плата за содержание МКД.

Оплата осуществляется с помощью квитанций. Другими словами, физ. лицам для перечисления денежных средств не нужно дожидаться получения дополнительных документов с реквизитами УК.

Аварийные ситуации

Аварийные ситуацииОрганизация также отвечает за устранение всех аварийных ситуаций, возникающих на территории подконтрольного дома. Если в УК нет соответствующей службы, уполномоченной устранять подобные ЧП, то компания должна заключать договор с такой организацией.

Читайте также  Управляющие компании: лицензионные требования

К аварийным ситуациям можно отнести:

  1. Поломки и засоры труб водоснабжения (водоотведения).

  2. Поломку лифта.

  3. Проблемы работы электрооборудования.

Налаживать работу всех систем и технического оборудования дома организация обязана за те средства, которые жильцы вносят ежемесячно. То есть, никаких дополнительных расходов устранение аварийных ситуаций не предусматривает. И даже более того, УК не вправе требовать от нанимателей оплаты этих услуг. Если происходит нечто подобное, владельцы могут составить жалобу для контролирующих органов или отказаться от услуг этого юридического лица.

Права и обязанности управляющей компании при содержании МКД регулируются жилищным законодательством. Важно понимать, что УК является лишь наемным исполнителем определенных функций, а значит, несет ответственность перед нанимателями. Помимо жильцов дома деятельность управляющей организации контролируют государственные органы.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 703-35-33 доб. 188 (МСК), +7 (812) 309-52-81 доб. 738 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации