Основные моменты приватизации земли под частным домом

Статья рассказывает, как осуществляется приватизация земли под частным домом, разъясняет тонкости законодательства.Приватизация земли под частным домом

Основные моменты

Существует несколько вариантов, как участок под частным домом после 1 марта 2019 года может быть оформлен в собственность:

  • добровольный порядок;
  • через суд.

При этом вопрос, как приватизировать землю, может быть решен платно или бесплатно, в зависимости от ситуации.

Важно! Есть свои тонкости оформления в зависимости от оснований пользования наделом. Поэтому порядок действий будет отличаться. Заключительным аккордом во всех ситуациях является получение выписки из ЕГРН.

3 основания для бесплатного оформления:

  1. Недвижимость построена на участке.
  2. Бесплатная приватизация допускается, если надел предоставлен в аренду или для занятий сельским хозяйством.
  3. Земельный участок предоставлен в бессрочное использование.

Возникают проблемы, поскольку закон однозначно не определяет, как приватизировать землю под частным домом. Пока идет подготовка одних документов, срок действия других справок может уже закончиться.

С чего начать оформление

Алгоритм действий зависит от оснований получения имущества:

  • покупка, дарение;
  • получение по наследству;
  • предоставление в пользование безвозмездно;
  • аренда.

В зависимости от оснований получения имущества нужно выбирать, как действовать далее:

  • оформить соглашение, если надел получен по сделке;
  • получить акт о вводе строения в эксплуатацию;
  • обратиться к кадастровому инженеру для получения межевого плана и согласовать границы с соседями;
  • выкупить надел у государственных органов;
  • выделить участок из СНТ;
  • определить свою долю, если наделом владеет несколько собственников.

Если все действия совершить вовремя, то получится своевременно подать заявление.

Необходимые документы

ДокументыЕсть документы, которые нужны, если проходит приватизация земельного участка под частным домом.

7 документов, без которых нельзя обойтись:

  1. Документация о том, что гражданин на законных основаниях пользуется наделом. Например, акт, изданный органом местного самоуправления.
  2. Кадастровый план. Если такого документа нет, то у собственника прибавится хлопот. Необходимо будет обратиться в земельный комитет. Для приватизации земельного участка в этом случае придется нести дополнительные затраты. В свете последних изменений законодательства кадастровый паспорт составить можно на основе имеющихся документов на землю.
  3. Справка о цене приватизируемой земли.
  4. Документы из налоговой инспекции о размере имущественного сбора и площади земли.
  5. Справка из бюро технической инвентаризации о цене индивидуального жилого дома.
  6. Свидетельство, подтверждающее права на имущество.
  7. Ксерокопия паспорта заявителя.

До 2016 года на имущество СНТ было достаточно подать декларацию, но на сегодняшний день есть требование о составлении межевого плана.

Порядок приватизации устанавливает, что заявление и все документы на земельный участок следует подать специалистам Росреестра.

Порядок рассмотрения заявки

Ответа о том, разрешат или нет приватизировать землю под домами, дожидаться придется четырнадцать дней. Если отсутствуют какие-либо документы, то ждать ответа придется один месяц. В случае положительного решения нужно оплатить межевание и постановку объекта на кадастровый учет.

Цена вопроса

Цена вопросаПриватизировать участок под домом можно платно или вообще без всяких затрат. Сколько стоит приватизация земли, зависит от обстоятельств, при которых подается заявление.

Когда гражданин уже вовсю пользуется землей и построил на ней коттедж, то процедура будет бесплатной. Такие же правила относятся к земле по «дачной амнистии» или участку, предназначенному для занятий подсобным хозяйством.

Приватизация земли под частным домом будет платной, если имущество получено было позднее 2001 года. Цена вопроса зависит от кадастровой цены имущества. Оформляется оно путем заключения соглашения купли-продажи с местной администрацией.

4 составляющие расходов:

  1. Оплата аренды. Если есть долги, то имущество не получится оформить. Поэтому сначала нужно внести арендную плату, а затем заниматься прохождением бюрократических процедур.
  2. Услуги кадастрового инженера. Сюда включается проведение межевания и оформление плана.
  3. Стоимость имущества, установленная на аукционе.
  4. Пошлина. Граждане платят 2 тыс. рублей за получение выписки из ЕГРН. А вот для организаций платеж будет больше и составит уже 22 тыс. руб.

Кроме того, имеются и сопутствующие расходы. Это затраты на заверку документов и оформление доверенности.

Стоит ли оформлять землю

Прежде чем совершать любое действие, необходимо взвесить все «за» и «против».

3 преимущества оформления:

  1. Получить полноценное право распоряжаться земельным наделом.
  2. Получить прибыль от сдачи имущества в аренду.
  3. Избежать претензий от других заинтересованных лиц.

В то же время быть собственником означает нести ответственность. Гражданину придется регулярно платить налог, а также поддерживать порядок на своем наделе.

Как оформить землю, которая находится в аренде

Земля в арендеЕсли надел находится в аренде, то будет такая последовательность действий:

  1. Выбрать кадастрового специалиста, который выполнит межевание земли. Уточнить реестр профессионалов можно на сайте Росреестра.
  2. Дождаться, пока инженер проведет межевание и уточнит границы участка.
  3. Получить межевой план.
  4. Заручиться письменным согласием государственных структур, а также ответственных ведомств. Основанием обращения служат документы на собственность.

После того как проведены все действия, можно будет обратиться к сотрудникам Росреестра и в центр государственных услуг «Мои документы».

Некоторые граждане имеют право сделать оформление бесплатно. К ним относятся многодетные семьи, а также ветераны боевых действий и другие категории граждан.

Пошаговая инструкция

Если действовать пошагово, то можно успешно оформить права на имущество:

  1. Получить законное основание пользования землей. Им является акт органов самоуправление, а также соглашение купли-продажи или дарственная.
  2. Выполнить условия для получения прав на собственность. Например, построить дом.
  3. Оплатить проведение кадастровых работ и согласовать границы надела с соседями.
  4. Получить межевой план.
  5. Оплатить пошлину (2 тыс. руб.).
  6. Обратиться к специалистам Росреестра или МФЦ.
  7. Дождаться ответа и получить выписку из ЕГРН, подтверждающую официальный переход прав на имущество.

Дополнительное время придется потратить, если надел является долевым владением. Согласование в этом случае проводится между всеми дольщиками.

Также сроки оформления затягиваются при обращении к сотрудникам МФЦ. Ведь МФЦ являются посредниками, поэтому сразу при обращении через Росреестр дело пойдет быстрее.

Процедура усложнится с марта 2019 года. Плюс ко всем справкам придется еще и акт о вводе здания в эксплуатацию получать.

Итог

Если дом построен, значит, можно и права на участок под ним оформить. Государство постепенно усложняет процедуру, поэтому не имеет смысла откладывать оформление.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации