Особенности оформления приватизации кооперативной квартиры

Приватизация кооперативной квартиры требуется для того, чтобы человеку окончательно утвердится в правах. В России имеются жилищно-строительные кооперативы, которые впервые возникли в 80-е годы прошлого века. Раньше с помощью данного вида недвижимости можно было быстро получить имущество в свою собственность. Однако теперь у обладателей кооперативного жилья возникла проблема, связанная с регистрацией прав. Сейчас рассмотрим, как можно оформить подобную собственность на себя, и что для этого понадобится.

Приватизация квартиры

Что это

Кооперативная недвижимость – это квартиры, которые были приобретены пайщиками. Особенность ЖСК заключалась в том, что люди сами за собственные деньги возводили дома. Существовали организации, которые занимались строительством многоэтажных зданий и принимали взносы от граждан. Поэтому те, кто не хотел ждать, пока им государство выделит недвижимость, решали воспользоваться данной возможностью и платили паи.

Важно! До тех пор, пока человек не выплачивал полностью свой взнос, недвижимость закреплялась за строительной организацией. Однако после погашения всей суммы право владения конкретной квартирой закреплялась за человеком, причем, собственником считался только тот гражданин, от лица которого производились выплаты в строительный фонд.

Из этого можно сделать вывод, что кооперативная недвижимость не является государственной. Ведь право на нее есть у товарищества собственников или у группы пайщиков. Поэтому люди и не знают, нужно ли подобную квартиру приватизировать или можно обойтись без этого.

О приватизации

Приватизация квартирыЕще раз отметим, что ЖСК не является государственной организацией, поэтому подобные объекты не приватизируются. Однако это не значит, что с ними ничего делать не потребуется, потому что в наше время есть необходимость в другой процедуре. Хоть приватизировать кооперативную собственность и не удастся, но зарегистрировать ее надо. Потому что только после этого можно будет считать человека полноправным владельцем.

Конечно, люди могут никакие процедуры и не осуществлять со своей квартирой. Ордер, справка о выплате пая и другие архивные документы могут подтвердить, что права на собственность действительно есть. Но стоит понимать, что все бумаги, выданные ЖАСК, не имеют юридической силы. Это означает, что совершить сделки с имуществом не удастся.

Читайте также  Нюансы приватизиции квартиры в ситуации, если против один из прописанных

Поэтому вопрос, нужно ли приватизировать кооперативную квартиру, точнее, зарегистрировать ее, каждый собственник должен отдельно рассмотреть. Потому как, если возникнет необходимость продать имущество, подарить или как-то иначе совершить отчуждение, то тогда все-таки потребуется обращаться в государственный орган. К слову, если пайщик умер и после себя оставил не оформленное жилье, то при полной выплате взноса наследники смогут его оформить на себя.

Однако тяжелее оказывается ситуация, если пай не был до конца выплачен. Тогда у наследников будет возможность только вернуть уже отданные средства. Как-либо исправить данную проблему можно, если было оформлено завещание на пай. В этой ситуации можно будет стать членом кооператива и сохранить квартиру. Однако важно, чтобы гражданин был уже совершеннолетним.

Безусловно, проще будет сразу приватизировать кооперативную квартиру, чтобы у наследников не возникло трудностей. Для этого важно лишь, чтобы был выплачен пай, и имелись документы, подтверждающие наличие прав. Сейчас рассмотрим, как приватизировать, точнее, зарегистрировать собственность.

Оформление

ДокументыМы уже разобрались, что такое кооперативная квартира, и нужна ли для нее приватизация. Поэтому сейчас рассмотрим вопрос о том, как именно можно зарегистрировать на себя имущества. На текущий год документом, подтверждающим владение недвижимостью, является свидетельство о праве собственности. Именно на его основании можно распоряжаться квадратными метрами без каких-либо ограничений.

В случае с кооперативным жильем нужно, чтобы был выплачен пай, и тогда можно будет пройти государственную регистрацию. Если взнос был погашен до 1997 года, то тогда в качестве подтверждения подойдет справка из БТИ. Однако если пай оплатили позже, то тогда уже потребуется обращаться в Росреестр по месту проживания.

Необходимо будет написать заявление по поводу регистрации прав на собственность. Непременно потребуется приложить сопутствующие документы, которые позволят подтвердить, что человек действительно может оформить на себя жилище. Конкретный перечень стоит заранее подготовить, чтобы потом не пришлось заниматься оформлением справок в кратчайшие сроки.

Список:

  1. Ордер на недвижимость.
  2. Справка, касающаяся выплаты пая.
  3. Список членов кооператива.
  4. Устав ЖСК (копия).
  5. Выписка из протокола заседания о том, что владелец квадратных метров был принят в кооператив.
  6. Официальные бумаги на землю.
  7. Технический паспорт на недвижимость, а также документ из кадастра.
  8. Гражданский паспорт заявителя, ИНН.
  9. Квитанция о погашении государственной пошлины.
Читайте также  Право на приватизацию квартиры: граждане, которые могут участвовать в процедуре и её особенности

Если человек является представителем собственников жилья, то тогда ему нужно иметь доверенность. Благодаря ней можно будет пройти процедуру вместо владельца, если тот не может сделать это самостоятельно. Рекомендуется заверить документ у нотариуса, чтобы по поводу его подлинности не возникло сомнений.

Отдельно отметим, что получить права на недвижимость можно только пайщику. Если с ним проживают родственники, то у них не будет возможности стать собственниками имущества. Им разве что удастся остаться проживать в квартире после регистрации. Именно это и является основным отличием от приватизации, потому как там получить права могут все прописанные в доме люди.

Цена и сроки

Документы о собственности на квартируРегистрация прав проходит достаточно быстро, если заранее собрать полный перечень документов. Тогда после подачи заявления придется подождать около двух недель, пока его рассмотрят и осуществят регистрационные действия. В некоторых ситуациях процесс затягивается до 30 дней. Также его срок может увеличиться, если не были подготовлены все нужные официальные бумаги, либо было неправильно составлено заявление.

Процедура требует оплаты государственной пошлины за услуги регистрационной палаты. Стоимость составляет 1 000 рублей, квитанцию необходимо сохранить и предоставить вместе с перечнем документов. Оплатить можно любым удобным способом, например, через банк или с помощью электронного сервиса.

Отказать в регистрации могут в том случае, если не был подан полный пакет документов, либо человек не имеет прав на недвижимость. В остальных ситуациях процедура будет проведена, и в итоге человек получит свидетельство о праве собственности. После этого можно будет совершать сделки с недвижимостью.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации